Характеристики объекта управления
Применительно к задаче наведения в качестве объекта системы телеуправления рассмотрим ракету, например, управляемую аэродинамическими силами. Основные характеристики объекта в процессе телеуправления определяются степенью управляемости ракеты под действием команд.
Под управляемостью ракеты можно понимать располагаемые перегрузки, а также время их достижения при подаче команды, которое определяется инерционностью бортового контура. Считаем, что для достижения максимальной эффективности перегрузочные возможности объекта должны превосходить перегрузки цели [7].
Для любой заданной ракеты всегда существует критический угол атаки атах, при котором ракета становится неустойчивой [14]. Величина критического угла атаки определяет располагаемую перегрузку на больших и
НАУЧНАЯ БЗОШШ5КА
кг*. Гор. кего
МГУ
средних высотах — полета. На малых высотах перегрузки ограничиваются прочностью ракеты. Будем считать, что в ракете отсутствует физический элемент, осуществляющий это ограничение. Вводим ограничение управляющей команды в виде нелинейности типа линейной зоны с насыщением, эквивалентное в статике ограничению перегрузки
I *(*)!<»,
где птах — значение перегрузки объекта, определяемое из условия прочности.
Критический угол атаки вызывает необходимость ограничения максимального угла отклонения руля бШах, которое осуществляется механическим упором. Обычно бшах определяется из балансировочного соотношения
(1.15)
где ml— коэффициент аэродинамического момента, характеризующий статическую устойчивость; ml — коэффициент аэродинамического момента, характеризующий действия рулей. Это условие выполняется только в статическом режиме, т. е. при постоянном угле отклонения руля.
Следует отметить, что при управлении объектом на разгонном участке при малой скорости могут возникнуть * закритические углы атаки при n(t) | ^птах. В этом случае в закон ограничения ягаах необходимо вводить программную функцию, соответствующую номинальной скоростной характеристике объекта [14].
Для улучшения характеристик устойчивости и управляемости ракеты используются автопилоты [5]. Ракета вместе с автопилотом образует контур стабилизации ♦ или автономный контур в системе телеуправления. Повышение требований к быстродействию объектов управления приводит к ухудшению их характеристик устойчивости. Основная задача автономного контура состоит наряду с устойчивостью в обеспечении стабильности характеристик объекта управления в диапазоне условий его применения при условии достаточной точности отработки команд, передаваемых с пункта управления и обеспечения заданной траектории на автономном (неуправляемом) участке наведения.
Для ракет с аэродинамическими органами управления ускорение /р наряду с траекторией наведения существенно влияет на ее баллистические характеристики, приводя к появлению индуктивной составляющей силы лобового сопротивления Q [5]
Q — CxqS, (1.17)
где Сх — коэффициент лобового сопротивления ракеты; 5 — площадь ее крыла.
Для большинства аэродинамических схем приближенно можно считать, что
Сх = СХо— АС2у, (1. 18)
где С2У определяет индуктивную составляющую коэффициента лобового сопротивления, возникающую за счет угла атаки или перегрузки;
СХо — коэффициент лобового сопротивления при а=0;
А —конструктивная постоянная ракеты.
Воспользовавшись уравнением, описывающим изменение модуля вектора скорости ракеты Vv в плоском движении [14]:
dVп р п
— — — cos a — g- sin в—— , (1.19)
dt т 6 т к
где 0 — угол тангажа вектора скорости;
g — ускорение силы тяжести, и приближенной зависимостью
Са=С1а, (1.20)
получим
~Г=~ cos а — g’sin в — Сх — — ^ _/р. (1.21)
dt т mqS
При получении выражения (1.21) предполагалось, что
С? у Ф » Р — (1.22)
Из выражения (1.21) следует, что уменьшение скорости ракеты пропорционально интегралу от суммы: 1) ве
совой составляющей £sin0, которая обычно мала; 2) со — ~ qS
ставляющеи СХо — , определяемой в основном задан-
ной траекторией движения ракеты; 3) составляющей, u „ Ат. о
зависящей от квадрата поперечной перегрузки —Jp*
qS
Выражение
Д Vp(t)=^(cXoq-^ + ^ jfjdt (1.23)
t0
позволяет получить количественные характеристики уменьшения скорости объекта как за счет траектории движения, так и управления при ее реализации, и является одним из существенных ограничений в системах телеуправления.
Реализация минимального значения выражения (1.23) обеспечивает максимальную конечную скорость ракеты Vp, что существенно с точки зрения ее перегрузочных возможностей, и может найти применение в системах телеуправления, дальняя граница зоны действия которых ограничена характеристиками технических средств. При ограничении дальней границы зоны поражения баллистическими характеристиками объекта целесообразно минимизировать выражение
*к *
A£>p(*K)=j 5 (C^+^’p)^’ О-24)
to t0
что эквивалентно максимизации средней скорости полета объекта.